Короткий метр - как большой шаг в развитии национального кинематографа
5 апреля 2019 года в кинозале Казахской национальной академии искусств имени Темирбека Жургенова состоялось открытие киноклуба «Киноман», организованного факультетом «Искусствоведение» кафедрой «История и теория кино». Модераторами мероприятия выступили киноведы Снежана Баймуханова и Дана Амирбекова.
В рамках киноклуба прошел показ студенческих короткометражных фильмов режиссёров 2-го курса, обучающихся в самой академии и в университете «Туран» по специальности «Режиссура».
Киноклуб предоставил зрителям замечательную возможность поговорить со студентами, чьи работы были показаны, узнать или прояснить у них некоторые технические и идейные моменты. А ведь именно это очень важно для присутствовавших на показе учащихся специальностей «Киноведение» и «Кинотеледраматургия».
В этот день были представлены работы из мастерских казахстанских кинорежиссеров: Аманжола Айтуарова, Болата Калымбетова и Серика Абишева. Всего было девять фильмов, из которых авторам статьи хотелось бы выделить три: «Шегіртке махаббат», (дословно «Любовь богомола»), «Балық сорпа» («Рыбный суп») и «Незнакомка».
Работы студентов показывали самый разный уровень, у кого-то свой бросающийся в глаза стиль («Незнакомка» Рустем Дастанулы), у кого-то не очень сложная, но эмоциональная задумка («Сохраненные кадры» Аяжан Мамашева). Но отличилась своим именно режиссерским взглядом короткометражка Алишера Жедигеева под названием «Рыбный бульон». История происходит в маленьком ауле, где ребята (брат и сестра) школьного возраста узнают, что лежащей в больнице матери было бы неплохо попить рыбный бульон, чтобы поправиться. Увлеченные этой идеей они и идут рыбачить. Но поймав с большим трудом рыбу, к сожалению, ее упускают. Стоит отметить, что дети-актеры отлично отыгрывают свои роли, чего очень не хватает коммерческому казахстанскому кино. Простая, но такая цепляющая история. Выделяются и персонажи, очень сильная и инициативная девочка, и ее братишка – ранимый и плаксивый мальчик. И смотреть, как эти двое пытаются поймать хоть что-то на свою самодельную удочку – по-настоящему интересно, и даже интригующе.
Вторая работа – «Таубе». История парня-инвалида, волнующегося о предстоящей ему операции. При этом вынужденный просить милостыню на улице, так как живет в не состоятельной семье. Интересно, что это картина, начинаясь с хорошей долей реализма и юмора, находит свой конец в полном символизме, и, можно даже сказать, со щепоткой сюрреализма.
«Незнакомка» же – это театральная постановка, снятая на камеру с вмонтированным закадровым голосом, объясняющим все события. Выполнен он частично в соответствии со стилем фильмов “нуар” – всё действие происходит ночью во время дождя, закадровый голос пытается подражать прокуренному голосу частных детективов, что не удалось совершенно, и его реплики полностью состоят из пафосных фраз о том, как он ненавидит этот черно-белый город и свою жизнь. Задумка интересная, редко встречается, но реализация не лучшая. По мнению авторов - закадровый голос надо было подыскать зрелый и соответствующий стилю, а также уделить внимание тщательной проработке реплик, чтобы добиться баланса между излишней литературностью “нуара” и стройностью предложений. В общем, есть куда расти.
Хотелось бы отметить, фильмы «Любовь богомола» и упомянутый «Рыбный бульон» похожи тематически: короткие истории про приключения маленьких детей. В первом случае, про мальчика, встречающего очень красивую девушку; во втором - про брата и сестру, которые хотят позаботиться о заболевшей маме. Но стилистически они разные: если первый фильм повествует о познании любопытным малышом женской красоты, и в нем практически нет слов, то второй – это комедия, юмор в которой заключён в репликах старшей сестры.
Подобные показы очень важны, ведь 90% студенческих работ не выходят за рамки одной аудитории, а то и хуже - остаются не показанными и вовсе. И как если не через подобные мероприятия выводить их к зрителю.
В итоге 85 минут показа были интересны и продемонстрировали потенциал студентов-режиссеров, а также их нынешний уверенный уровень. Будем надеяться, что работ станет больше, а их качество вырастет. А потому в следующем году мы увидим ощутимый прогресс всех участников, предоставивших фильмы для показа. Потому что короткий метр – большой шаг в развитии национального кинематографа.
Аружан Омирбаева, 3 курс «Киноведение»
Куанышбек Жакпаров, 3 курс «Киноведение»
Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий