Оператор-постановщик Black&Whitе об особенностях профессии видеооператора в коммерческой среде
Оператор-постановщик — одна из важнейших фигур на съёмочной площадке. Его первостепенная задача — воплотить на экране режиссерское видение и идею, донести до зрителя эмоциональную окраску каждого эпизода. Эта работа требует глубокого понимания материала, с которым ему придётся работать. Именно на его плечи ляжет выбор мест съемок, утверждение эскизов и визуального стиля, проработка освещения и портретов персонажей. Будут ли персонажи ролика органично смотреться в кадре, как на них будет падать свет, как и когда будут использованы визуальные эффекты и музыка — всё это зависит от решений оператора-постановщика. Таким образом, получается, что профессия оператора-постановщика требует и художественного вкуса, и технических знаний и навыков. Люди этой профессии мыслят зрительными образами и воплощают их на экранах, используя магию освещения и видеоаппаратуры.
Итак, Жанибек Машрапов, 24 года, город – Нур-Султан, оператор-постановщик Black&Whitе о том, как он пришел в эту сферу, об особенностях профессии видеооператора в коммерческой среде и о планах на будущее.
О себе и о том, как пришел в эту профессию…
В эту сферу я попал благодаря маме, она видела, что в школе я увлекаюсь этим и снимаю ролики на телефон, она поддержала, хотя многие родственники были против. У родственников были определенные стереотипы о творческих профессиях, о низком заработке. Я решил попробовать и в 2014 году поступил в Казахский национальный университет искусства.
В университете нам всегда твердили, что теория и практика – две абсолютно разные вещи. Что съемки — это постоянный стресс, но это нормально. Надо быть готовым ко всему. Как говорится – надейся на лучшее, готовься к худшему. В начале был определенный страх, ты боишься, что все пойдет не по плану и ты не справишься. Но, все приходит с опытом. Сейчас я уже отношусь к этим вещам совершенно спокойно…
Во время учебы я много слышал о компании Black&Whitе. Очень хотел попасть сюда и на втором курсе решил попробовать. Написал знакомому оператору, который уже здесь работал, что хочу ассистировать бесплатно, набираться опыта. И он меня пригласил на первый проект Black&Whitе в качестве ассистента. Эта была первая моя по-настоящему профессиональная работа и я получил свои первые деньги именно здесь. Само собой, после окончания учебы я сразу же устроился сюда.
Здесь я получил больше опыта, чем в университете. Моя главная цель и мечта – это стать крутым оператором и снимать крупные, значимые проекты.
Хотя большинство наших проектов коммерческие, мы стараемся подходить к работе творчески. Здесь я развиваю не только свои профессиональные навыки, но и креативное мышление.
Конечно, мы следим за рынком и смотрим работы, которые получили престижные награды. Я, в первую очередь, смотрю на операторские решения и вдохновляюсь какими-то кадрами.
О работе с Айторе Жолдаскали (режиссер популярного сериала «SHEKER») и об успешных казахах за рубежом…
Как режиссер, Айторе, мне очень сильно понравился, мы с ним работали на одном проекте. Он сам был видеографом, поэтому у него есть свое видение и он знает, что хочет получить от актеров, от команды. Хорошо, когда режиссер тоже визуалист…
Современная отрасль видеороликов очень сильно выросла в Казахстане – в кинематографии, в музыкальных клипах и в коммерческом видео. За последние пять лет мы сделали резкий скачок. Айсултан Сеитов, Медет Шаяхметов, Айторе Жолдаскали – это поколение изменило все. Благодаря им мы тоже поверили, что все возможно.
О проектах и о работах, которыми гордится…
Съемочная группа должна работать слаженно, понимать друг друга с полуслова. Когда режиссер и оператор на одной волне, работа идет как по маслу.
Коллективный дух в компании, в команде очень крепкий.. Все друг друга поддерживают, если кто-то не справлятся, все помогают, такое бывает — это работа. Мы все учимся друг у друга.
В идеальным ролике должно быть идеально все. Идеальный пре-продакшн, хороший бюджет, идеальный пост-продакшн, большая команда. Чтобы все было проработано до мелочей.
Для меня нет понятия – трудный ролик. Только вот не нравится снимать длинные по времени реализации проекты, поэтому не хочу идти в кино. Вот сейчас закончили съемки имиджевого ролика, снимали его где-то 18 дней, в нескольких городах Казахстана, без перерыва.
Если честно не могу сказать, что я горжусь каким-то определенным своим проектом. Потому что я максималист и как только проект закончился, я сразу вижу какие-то ошибки. Здесь можно было подсветит, там наоборот затемнить. Я вечно недоволен. Потому что хочется сделать все идеально.
О планах на будущее…
В кино меня совсем не тянет. Мне нравится снимать клипы и рекламные ролики. Возможно, когда-нибудь и сниму кино.
Вообще, в целом, мой любимый оператор – это Роджер Дикинс. В его работах мне нравится то, что он незаметен. Вы смотрите фильм и не задумываетесь, как это снято. Вы просто следите за сюжетом. А допустим тот же Эммануэль Любецки, который получил три «Оскара» подряд - он снимает шикарно, это бесспорно. Но, мне он не особо нравится, в том плане, что, когда люди выходят с кинозала, они говорят - как это было красиво снято. Они не следили за сюжетом, режиссурой, они акцентировали свое внимание на том, как оператор проделал свою работу. Это не совсем правильно. Потому что оператор все-таки — это глаза режиссера. Оператор не должен быть виден. Эти слова я запомнил благодаря мастер-классу Вадима Ивановича Юсова. Он как-то сказал, что если зритель выходит из кинотеатра со словами - какая прекрасная операторская работа, то вы ее провалили. И эту фразу я запомнил на всю жизнь.
Я хотел бы снять рекламу для крупной компании. Для концерна автомобиля, например, мне всегда это было интересно. Это тоже определённый опыт…
Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий