È

Основатель Brod.kz про "Алма-Атинский бродвей" и про фестиваль Байконур...

Ануар Кенжибаев: «у меня всё получается, потому что нет любви»

С вами программа «Однажды в кино». В динамично развивающемся кинематографе Казахстана обычному человеку ориентироваться не так-то просто: богатая история, новые имена, частые победы наших фильмов на многих кинофестивалях. Как во всём этом разобраться?

К счастью, есть профессиональный ресурс «Бродвей», которому в следующем году исполнится уже 10 лет. На данный момент уникальная база Бродвея имеет информацию о более двух с половиной тысяч казахстанских кинопроектах, начиная с 1928 года и более десяти тысяч кинематографистов Казахстана. Однако, на этом работа не закончена и продолжается до сих пор. Ежедневно портал пополняет базу и пишет новости, создавая летопись казахстанского кино. У нас в гостях основатель кинопортала «Бродвей», а также основатель кинофестиваля «Байконур» Ануар Кенжибаев.

Назгуль Таимова: Здравствуйте, Ануар. Расскажите, пожалуйста, как к Вам пришла идея о создании кинопортала «Бродвей»?

Ануар Кенжибаев: Не могу сказать, что это связано с любовью к кино. Проект был создан больше для меня самого. С детства я смотрел казахстанские фильмы, и порой, очень хотелось что-то о них почитать, но это были только газеты и очень редко журналы, и какие-то небольшие новостные материалы на развлекательных каналах. То есть, когда ты хотел больше почитать о фильме, например, кто создавал, где снимали и так далее, этой информации нигде невозможно было найти. В 2011 году 26 декабря я встретился с Романом, это одна из лучших компаний сейчас, которая занимается производством сайтов, и мы договорились, что встречаемся в январе 2012 года и начинаем прорабатывать, что нужно сделать. Таким образом, 9 июля 2012 года появился кинопортал brod.kz Он появился сначала, как база фильмов, база кинематографистов казахстанских и за 9 лет мы собрали достаточно большую базу кинокартин, снятых на территории Казахстана.

Кроме портала «Бродвей», Вы создали ещё международный кинофестиваль короткометражных фильмов «Байконур». Расскажите подробнее о фестивале?

Да, в 2012 году, когда мы начали собирать базу, писать новости, мне сразу стало ясно, что в Казахстане для молодых кинематографистов отсутствует конкурс какой-то, свой, и очень много короткометражных фильмов просто пропадает. Люди снимают их как дипломные работы, но никто их не видит. Название кинофестиваля я придумал в 2014 году, в 2015 году я попробовал его впервые реализовать, не получилось, но я не стал сдаваться и в 2017 году мы провели два дня кинофестиваля. Открытием первого дня был фильм «Бензин бетті» - этот фильм я запомню навсегда, с него всё началось. Мы потихоньку росли, в 2018 году нас поддержала сеть кинотеатров, и в 2019 году мы решили, что будем международным кинофестивалем. В этом же году мы получили более 150 заявок на участие из других стран. Для нас это было сигналом перейти в новый формат и с того года мы проводимся в международном формате.

Многие участники фестиваля становятся участниками и победителями и других международных кинофестивалей, и конкурсов – это, наверное, оправдывает название «Байконур», как путёвка в жизнь?

Миссия кинофестиваля «Байконур» - открывать, поддерживать молодых кинематографистов. До его появления никто не знал, сколько снимается короткометражных фильмов в Казахстане, какой бюджет у этих фильмов, сколько съёмочных дней. До нас никто не проводил такие подсчёты, никому не было дела до молодых. Таким образом, у нас есть цифры: мы можем чётко говорить, что в среднем в Казахстане снимается в год 150 короткометражных фильмов. И вот Вы говорите, что ребята уезжают куда-то получают другие награды – кто-то должен их увидеть, в нашем случае это киноведы, кинокритики, которые между собой общаются с коллегами из других стран, и они их рекомендуют дальше. С самого основания фестиваля в команде есть киновед – Ержан Жумабеков, очень талантливый, очень сдержанный, очень требовательный к картинам. К примеру, из 150 заявок на конкурс, он может отобрать всего 20. Я всегда слышал только позитивные отзывы, о том, что у нас в Казахстане очень хорошее кино снимают. У нас в жюри были представители очень крутых кинофестивалей, таких как «Оберхаузен» или «Клермон-Ферран». В этом году мы приглашали в состав международного жюри Андрея Щеголева – отборщик коротких метров на московском фестивале, то есть это считается фестивалем класса А, ему понравилось. От нас никто не уезжал равнодушным.

Кого Вы могли бы отметить из участников кинофестиваля «Байконур»?

На сегодняшний день у нас уже более 50 лауреатов, о всех говорить не буду, расскажу об одном из режиссёров. Его зовут Алишер Жадигеров, в этом году его картина «Отау» открывала наш кинофестиваль. Вся эта история берет начало с прошлого года, когда была пандемия, мы проводили фестиваль онлайн и особо ничего не афишировали. Прошлый год был для нас очень значимым – мы к существующим двум конкурсам (национального кино и международного конкурса) добавили ещё два: конкурс музыкального видео (нацелен на людей, которые создают музыкальные клипы по 7 номинациям) и Байконур – питчинг, на который прислали 44 заявки, из них 14 прошли конкурс. Всю историю Байконур-питчинг возглавила Анара Талгатовна Жунусова, проделала колоссальную работу – работала со всеми участниками. Вообще, миссия Байконур-питчинг – преемственность от старшего поколения к молодому поколению, а задача – найти для молодого дебютанта уже состоявшегося продюсера. И так из 14 участников двое нашли своего продюсера. Один проект взяла Анара Жунусова, второй Дина Жумабек – продюсер Фархата Шарипова, эта картина тоже была в конкурсной программе.

Фильм «Отау» как бы стал продуктом Вашего кинофестиваля? Получается фестиваль – это не просто конкурс, а стартовая площадка?

Миссия кинофестиваля – поддержка молодых кинематографистов во всех смыслах. Я, когда придумывал название, ничто не мог найти, всё было избито, использовано, и в какой-то момент я что-то услышал про Байконур и подумал, что это - то место на земле, откуда началось покорение космоса, а в нашем случае это стартовая площадка для молодых кинематографистов.

Функционально это ещё площадка для встречи продюсера и режиссёра, потому что не всегда режиссёр сам может, а Вы собрали всех нужных людей в одном месте.

Мы очень мало людей собрали, был первый опыт. Но у нас есть первая ласточка, уже даже не одна, а целых две – это вот два фильма. В этом году в номинации «лучший фильм» выиграла Асель Аушакимова с картиной «Товарищ полицейский». И по традиции кинофестиваля «Байконур» Асель теперь войдёт в состав международного жюри национального конкурса, плюс её фильм ляжет в основу постера 7-го кинофестиваля «Байконур». Гран-при кинофестиваля уехал в Армению, фильм «Новогодний поросёнок» - вот такая вот халяльная история (смеётся).

Наряду с такими яркими, красивыми, положительными историями бывают какие-то трудности. Какие были трудности в создании «Бродвей» и кинофестиваля «Байконур»?

Тогда, когда я всё это начинал, не было препятствий и трудностей. Потому что были деньги. Сейчас, конечно, кинопортал Brod.kz, у него есть трудности, но я думаю, что они временные. За 9 лет мы пережили восемь других подобных проектов. Люди, когда открывались, говорили, что через полгода выйдут на самоокупаемость, ещё что-то. А теперь они не хотят говорить об этих проектах.

Вы недавно вернулись с кинофестиваля «Умут», что Вы можете о нём рассказать?

Форум молодого кино стран СНГ. В этом году он проводился 9-ый раз подряд. Очень приятный, добрый кинофорум, приезжают ребята со всего СНГ. В этом году был такой звёздный состав жюри, который возглавил Фархат Шарипов, также я вошёл и программный директор кинофестиваля «Байконыр» - Ержан Жумабеков. То есть мы втроем осматривали национальные фильмы и выдавали номинации по киргизским картинам. Также я ещё раз хочу поздравить Шугулу Сержан – она участвовала в международном конкурсе и выиграла наивысший приз за «Лучший фильм» - «Мою маму зовут счастье».

Можете сказать, что произошёл вот такой вот культурный обмен на таких кинофестивалях?

На «Байконуре» все обменивались коньяком (улыбается), кто- то привёз коньяк из Грузии, кто-то из Кыргызстана, кто-то из Армении. Минимум такой обмен да, он всегда присутствует. Конечно, ребята знакомятся, в дальнейшем они где-то встречаются, на других кинофестивалях.

Что на Ваш взгляд происходит позитивного в казахстанском кинематографе?

Кроме фестиваля «Байконур», есть ещё такая компания Salem Social Media - про них можно сказать, что они ломают лёд. Salem Social Media производит веб-сериалы очень хорошего качества. Там работают в основном все молодые кинематографисты, у них появилась возможность заниматься тем, чему они учились, а не снимать тои. Кстати, в этом году у университета «Alma University» тоже появилась кафедра кино, и они будут выпускать режиссёров. Кафедру возглавила Анара Муратовна Секеева. Я думаю у казахстанского кинематографа большой потенциал. В университете «Туран» обучают кинематографистов, в Жургенева, в КазНАИ в Астане. Это говорит о том, что востребованность большая есть в этом.

Ануар, скажите, пожалуйста, у Вас вот эта любовь к кино, она откуда родом?

Я Вам ещё в самом начале сказал, что это больше не про любовь, а больше про мои «хотелки». Поэтому может у меня всё и получается так, потому что нет любви.

Ануар, а почему brod.kz?

Все знают, что в Алматы был какой-то Бродвей свой, который просто все стали называть «алматинским бродом». Вот, и у Рашида Мусаевича Нугманова даже есть сценарий фильма «Король брода», и есть даже герой Моро, об этом герое упоминалось в фильме «Игла» - вот это собственно история такая, когда «чуваки» и «чувихи» собирались на «алматинском броде» тусили, пили вино, танцевали. Такая чисто алматинская история. Поэтому мы взяли брод, а проект назвали «Бродвей».

В этом году портал «Бродвей» начал сотрудничество с фондом Культуры и Поддержки Творческих Инициатив. Какие новые возможности это даёт Вашему порталу?

Мы ещё ничего не подписали, пока беседуем. Большой интерес фонд проявил и желает взять под патронаж полностью. Конечно, если это произойдёт, мы сможем полноценно освещать все 150 проектов, которые будут сниматься в ближайший год в Казахстане. Это будет большой вклад в культуру, благодаря такому фонду. Беда большинства казахстанских кинематографистов: они просто снимают кино, и никто не заботится, чтобы их картина была в базе кинопортала.

Ваши пожелания нашим телезрителям?

Если вы это увидели, я хотел бы, чтобы вы подписались на инстаграм кинофестиваля «Байконур», на новости кинопортала «Бродвей». Вы можете следить и выбирать для себя самое «вкусное» и посещать кино в любом его проявлении. Ходите в кинотеатры, на кинофестивали, развивайте свой вкус. Смотрите фильмы Адильхана Ержанова, Фархата Шарипова. У нас очень много классных кинорежиссёров, которые снимают кинокартины и участвуют на очень больших, крутых кинофестивалях. Желаю Вам приятного просмотра!

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Казахстанское кино

6 Сентября, 2023

BAIQONYR стартовал!

С 6-го по 10-е сентября 2023 года

Brod.kz

Казахстанское кино

25 Апреля, 2020

Айдархан Адильбаев рассказал о планах ГЦПНК

Зампредседателя Государственного центра поддержки национального кино дал интервью

Brod.kz

Рецензии

25 Февраля

«18 килогерц»: что тревожит нашу молодежь?

Новости персоны

02 Апреля

Айнур Ниязова получила роль в российском сериале

«Шаман» Рустама Мосафира

Знай в лицо

Азим Саидбаев

Актер

Едил Анарбай

Актер

Акан Сатаев

Режиссер

Тимур Жаксылыков

Сценарист

Мурат Ахманов

Актер

Адильбек Джаксыбеков

Сценарист

Азат Сейтметов

Актер

Олег Ли

Актер