È

Айдархан Адильбаев: «продюсирование – это точная наука»

Айдархан Адильбаев: «продюсирование – это точная наука»

С вами «Однажды в кино» - совместный проект кинопортала Бродвей и Казахстанской Медиа Академии.

Киностудия Шакена Айманова – крупнейшая казахстанская киностудия художественных, мультипликационных и документальных фильмов, основанная в 1934 году. За свою историю киностудия подарила зрителям множество интересных фильмов. Чем живёт и чем готов порадовать «Казахфильм» сейчас? У нас в гостях Айдархан Адильбаев – кинопродюсер и вице-президент киностудии «Казахфильм».

Назгуль Таимова: Здравствуйте, Айдархан. Вы только что прилетели из Атырау, где презентовали новый фильм «Мукағали», нас радует, что не только северная и южная столица стали центром притяжения искусства. Вы уже и в другие регионы пошли, для того, чтобы презентовать шедевры. Почему Атырау?

Айдархан Адильбаев: Здравствуйте, спасибо, что пригласили. Там всё очень просто, главный герой, который сыграл в этом сериале родом из Актау, он актёр местного Атырауского драматического театра. У нас первая премьера прошла в Шымкенте, потом была премьера в городе Нур-Султан, далее - в Алматы. И потом главный герой захотел у себя на родине, и мы по его приглашению поехали. В планах ещё сделать премьеру непосредственно на родине Мукағали, в Алматинской области, либо в Талдыкоргане, либо в Карасазе, где он родился, сейчас мы смотрим, где можно там показать.

За время пандемии народ успел соскучиться по кинотеатрам. Какие премьеры, какие сюрпризы ждут нас как зрителей?

Если говорить о киностудии «Казахфильм», то до конца года мы ещё выпустим, вот не знаю пока сейчас - в прокат или нет, это «Ұлы Дала Таңы» - сделаем премьеру однозначно к 30-летию Независимости.

А есть ли в сети кинотеатров какие-то приоритеты для отечественного кино или всё идёт на общих основаниях?

На общих основаниях всё, да. И я думаю, что это к лучшему, это же конкуренция.

Недавно Вы вернулись из Узбекистана где проходил международный фестиваль «Жемчужина Шелкового Пути», там был подписан меморандум с киностудией «Узбекфильм», о чём он?

Огромная кинотусовка проходила в Ташкенте. Было очень много встреч и с узбекской стороной, и с таджиками, и с киргизами, очень много планов строили. А с Узбекистаном, у них система такая есть: «Узбеккино» – под ними «Узбекфильм» и сейчас они «Фонд кино» создали, то есть «Узбеккино» - это у них как «Госкино» в советское время. С «Узбеккино» мы подписали глобальный меморандум о сотрудничестве и потом через несколько дней подписали трехсторонний договор с компанией BAZELEVS Тимура Бекмамбетова, с «Узбеккино» и мы – «Казахфильм» - это меморандум о создании анимационного фильма «Ходжа Насреддин». В этом проекте будут принимать участие несколько стран, помимо тех, кто подписал этот меморандум, ещё будут выступать частные спонсоры в этом проекте. Ходжа Насреддин – это же герой такой центрально-азиатский, мне кажется, как Робин Гуд на западе. Сейчас идёт локализация этого проекта для каждой страны, затем будет создана анимационная школа, причем анимацию будут рисовать не аниматоры, а актёры, то есть будет обучение актёров, которые будут рисовать, а впоследствии и озвучивать героев, потом уже после обучения наступит этап создания анимационного мультика. Ну, то есть там такие глобальные планы, генератором идеи является Тимур Бекмамбетов, он эту идею вынашивает уже более 10 лет, если не больше. Он сделал постановку в России, в театре Миронова, где озвучивают героев такие актёры как Константин Хабенский, Боярская, Миронов сам озвучивает, и вот он уже перешёл к созданию анимационного фильма.

В 2020 году было объявлено, что «Казахфильм» будет модернизироваться. На каком этапе эта модернизация сейчас? И что планируется в дальнейшем?

Да, в 2019 году это всё обсуждалось, государство нас поддержало. На 3 года, с 2021 по 2023 годы, нам выделили 10,4 миллиарда тенге. В этом году из республиканского бюджета выделяется 3,8 миллиарда тенге. Условно, те деньги, которые выделили 10,4 миллиарда, мы разделили на два, то есть это закуп новейшей техники и строительство, ремонт. Первый транш 3,8 миллиардов мы пускаем на техническую модернизацию, с августа месяца всё началось. В следующем году мы также продолжим закупать технику, модернизировать нашу тон-студию, звукомонтажный и видеомонтажный цеха, легендарный зал «Казахфильма» - БТА зал – большое тон-ателье, где записывались раньше всегда оркестры, компания «Мелодия» раньше там размещалась. Для музыкантов и звукорежиссёров это был святой зал, к сожалению, в 90-х годах он в упадок пришёл, те механизмы, которые были разворованы, разрушены, ну и технически – время уже обновлять. И это мы хотим тоже восстановить, потому что это «изюминка» - такой зал есть только в «Мосфильме» и «Казахфильме». Соответственно закуп машин тоже планируем, мы покупаем 17 единиц спец автотранспорта: гримваген, костюмваген, режиссёрские вагены и так далее. И уже дальше ремонт. Государство выделяет эти деньги для того, чтобы киностудия вышла на самоокупаемость, чтобы та техника, которую мы покупаем, была доступна для всех.

Когда я готовилась к интервью, узнала о Вас очень интересный факт, что Вы закончили прикладную математику. Продюсерство более рискованно, чем точные науки, как Вы пришли к тому, чем сейчас занимаетесь?

Ну, продюсирование – это тоже точная наука (смеется). Очень точная наука, потому что продюсер глобально отвечает за проект – за перерасход проекта, за недостачу финансирования. Я, честно сказать сам не знаю, как я поступил на прикладную математику, и по воле судьбы я пришёл в продюсирование. Я несколько раз пытался поступить в Жургеновку на продюсера, но, к сожалению, не получалось. Три года пытался, причём, уже работая на киностудии «Казахфильм», возглавляя департамент, включая и продюсерский департамент, пытался поступить, но всегда пару баллов мне не хватало. И при этом на третий раз, когда я не поступил, меня пригласили преподавать продюсирование. Такие интересные истории были. На самом деле – это же больше организаторские способности, уметь считать, уметь просчитывать, организовывать процесс. Наверное, больше экономисты, финансисты могут становиться продюсерами. Я не могу себя назвать творческим человеком, потому что творчество - это совсем другое.

В Вашей фильмографии очень много кассовых фильмов. Какие качества Вам помогли рассчитать кассовые сборы? Вы чувствуете, какой фильм принесёт что-то, а что не стоит снимать?

К сожалению, нет в мире формулы успешного кино. Если бы она была, все продюсеры были бы миллиардерами. Очень много факторов, которые влияют на сборы кинокартины. «Рывок» - это наш дебютный фильм и не скажу, что он в прокате окупился. «16 қыз» - более хорошо «прокатился», он и в последующем хорошо продавался на телеканалы, в соцсетях было много просмотров. Был ещё такой фильм у меня «Той любой ценой» - там интересная история была именно с прокатной стороны, мы вышли в 2018 году 19-го или 20-го марта в прокат. А 22 или 23 марта произошёл пожар в ТЦ «Зимняя вишня» в Кемерово, и после этого стали делать рассылки: «давайте бойкотировать кинотеатры», «проверять пожарные выходы» и так далее. И кассовые сборы в один день упали вниз – это такие случаи, которые ты не можешь предугадать. Стартанули хорошо, за первые два-три дня проката мы собрали 30 процентов потраченного бюджета, ожидали не только окупить, но и получить прибыль, а по факту в конце проката, мы еле «отбили» свои деньги. В 2010 году был случай, когда я только возглавил центр кинопроката и дистрибуции, «Ирония любви» фильм, на тот момент мы ещё на киноплёнках прокатывали фильмы, было более 600 плёнок – в том числе для России, Белоруссии, Украины. И тоже на третий или четвёртый день теракт в Москве произошёл, и люди боялись приходить в места массового скопления. Поэтому не существует формулы успеха какого-то кино.

«Казахфильм» снимает фильмы по государственному заказу или есть картины, в которые инвестировали другие лица или компании?

До 2019 года мы снимали картины по тематическому плану, который утверждался ежегодно. В 2010 году был принят «Закон о кино», и сейчас киностудия не финансируется вообще по части кино. Мы принимаем также участие в питчинге и, если мы проходим два тура, мы получаем финансирование. Если не проходим, «Казахфильм» становится просто кинофабрикой. Но, когда Ермек Амирханович работал на киностудии, мы очень сильно подняли кинопрокат, мы зарабатывали ежегодно с проката до 500 миллионов тенге, помимо того, что государство выделяло деньги на создание фильмов. И с заработанных денег мы уже снимали те фильмы, которые не входили в утверждённый тематический план, один из ярких примеров - это картина «Уроки гармонии» Эмира Байгазина, который получил «Серебряного медведя» международного Берлинского кинофестиваля - один из первых призов «Казахфильма». До этого киностудия участвовала в фестивалях А-класса, получала какие-то спец призы или ещё что-то, но вот это была такая первая серьёзная награда, и фильм был снят за собственный счёт киностудии. Редко, когда спонсоры заказывают. Сейчас с приходом Акана Сатаева мы приняли ориентир на то, чтобы реализовывать какие-то частные проекты и не только сосредоточиться на кино, но и может быть работать в рекламном сегменте. У нас уже был опыт, и мы подтянули деньги на киностудию «Казахфильм», чтобы снять коммерческий частный ролик. Он должен скоро выйти, надеюсь.

Когда Вы продюсируете фильмы, Вы привлекаете молодёжь? Или всё же ориентируетесь на таких мэтров, как Акан Сатаев?

Сейчас и молодёжь более прогрессивная и кино стало более доступное. Раньше кино было только для избранных: арендовать камеру, осветительное оборудование. Сейчас кино на фотоаппараты можно снимать. Процентов 90 сериалов снимаются на фотоаппараты, причём качество идеальное у них: 4К снимают и так далее. И очень много талантливой молодёжи, которые особо не нуждаются, они сейчас проще относятся – отсняли фильм, отправили на международный кинофестиваль, их там заметили, в Россию, в Европу – пригласили, и они стали очень популярными. Они могут прийти к нам на киностудию, мы, например, им отказали, тогда они взяли свою камеру, сняли, стали популярными – потом мы будем за ними бегать, и сейчас мы именно сосредоточены на том, чтобы не упустить эти таланты.

Ваши пожелания нашим телезрителям?

Я желаю крепкого здоровья. Это очень важно сейчас и для нас, для киношников. Потому что вот у нас был фильм недавно в прокате «Конокрады», сейчас «Мукағали», и мы видим, что вот та ситуация, которая сейчас творится в мире, с ковидом, очень много людей болеет, соответственно страдает всё, в том числе кинопромышленность и экономика в целом. Это всё из-за здоровья, надо беречь себя. Я не буду агитировать вакцинироваться или нет, это люди сами решают. Здоровья, любви. Смотрите казахстанское кино – помогайте развиваться, потому что, чем больше вы смотрите, тем больше будет развиваться казахстанское кино. Всего хорошего!

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Казахстанское кино

31 Января, 2022

Даурен Абаев посетил киностудию «Казахфильм»

И посмотрел картину «Ұлы дала таңы»

Brod.kz

Казахстанское кино

25 Апреля, 2020

Айдархан Адильбаев рассказал о планах ГЦПНК

Зампредседателя Государственного центра поддержки национального кино дал интервью

Brod.kz

Рецензии

25 Февраля

«18 килогерц»: что тревожит нашу молодежь?

Знай в лицо

Никита Салопин

Актер

Михаил Богдасаров

Актер

Владимир Гостюхин

Актер

Дмитрий Орлов

Актер

Андрей Перепечко

Актер

Наталия Винтилова

Актер

Олег Коц

Актер