«Она»: Что с Ней не так?
Предъюбилейная девятая полнометражная картина Акана Сатаева «Она» стартует в прокате СНГ с соответствующим антуражем. Первый отечественный проект, за дистрибуцию которого взялась студия с мировым именем «20-й век Фокс», премьерный показ на кинофестивале в Пусане, обязательные слова об уникальности проекта и т.д. и т.п. Но что скрывается за всем этим шумом?
В центре сюжета молодая женщина, проживающая в пустынном мегаполисе, где кажется навсегда воцарилась промозглая осень, идеально вписавшаяся в пейзаж из стекла и бетона. Но женщина не одна, ее одиночество разделяет дочь, которая искренне верит в то, что за ними кто-то следит.
«Она» Акана Сатаева – кино ощущений. Причем их так много и спектр настолько широк, что сложно поверить в то, что фильм длится всего час с небольшим (заявленный официальный хронометраж в 70 минут немного преувеличен). Итак, по ощущениям.
Ощущение красоты. Безусловно, в визуальном плане к фильму «Она» не подкопаешься ни с какой стороны. Оператор Азамат Дулатов, впервые работающий с Аканом Сатаевым, выдает абсолютно нетипичную для Казахстана картинку, правда, порой заигрывается с оммажами к фирменной симметрии Стэнли Кубрика, отчего в фильме возникает переизбыток красивых, но неинформативных планов.
Второй, но не менее важный фактор ощущения красоты – исполнительница главной роли Айсулу Азимбаева, устроившая из новой картины собственный бенефис, причем не только актерский, но и танцевальный. Невероятная пластика актрисы дарит картине Акана Сатаева, пожалуй, самую сексуальную сцену в истории отечественного кино.
Ощущение пустоты. Дело здесь не только в нашумевшем опустевшем специально для фильма «Она» городе Алматы. Хотя, несомненно, аскетизм и переизбыток воздуха в картине работает на все сто процентов для создания необходимой атмосферы.
Увы, но пустота здесь не только в кадре, но и в содержании самого фильма. Концептуально «Она» задумана очень интересно, в заложенной идее был правильный и нетривиальный мэсседж, а попытка дистанцироваться от канонов и клише казахстанского кинематографа и приблизиться не столько к Голливуду, сколько к европейскому авторскому кино, была почти успешной. Почти. Все дело в сценарии. Непонятно, почему, но для работы над тонкой психологической картиной о внутреннем мире женщины, пережившей трагедию, Акан Сатаев в очередной раз привлек своего постоянного сценариста Тимура Жаксылыкова. И, собственно, в этот момент вся магия психологической драмы «Она» закончилась.
И невероятные визуальные решения оператора и художника-постановщика, и перформанс Айсулу Азимбаевой, и постановка Акана Сатаева общим скопом спотыкаются о неуклюжую драматургию и топорные, будто созданные роботом, диалоги.
Наконец, ощущение вторичности. Можно сколько угодно иронизировать на тему «Сатаев снимает только криминал», но фактически у режиссуры Акана Сатаева есть три вектора – первый из них, действительно, криминальная драма. Второй – историко-патриотический эпик. И третий – кино о людях с психологическими проблемами, которые неизбежно сопровождаются галлюцинациями. Если принять это во внимание и вспомнить картины «Заблудившийся» и «Ликвидатор», то финальный твист нового фильма Акана Сатаева можно предугадать уже при просмотре трейлера.
P.S. Пора уже комплексу «Есентай Тауэрс» присвоить звание народного артиста Республики Казахстан.
В кино ходил Карим Кадырбаев
Оцените рецензию
Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий