È

«Стеклянный глаз»: С той стороны волшебного стекла

«Стеклянный глаз»: С той стороны волшебного стекла

В минувшее воскресенье, 27 августа, в День российского кино в столице Урала - Екатеринбурге - любители кино получили прекрасный подарок. В кинотеатре «Салют» в рамках проекта «Немое кино - живая музыка» впервые за пределами Москвы состоялся показ ленты 1928 года «Стеклянный глаз», которая долгое время считалась утраченной. Куратор проекта - известный музыкант, саксофонист и мультиинструменталист, Сергей Летов, который уже давно известен своей подвижнической деятельностью по созданию оригинальных саундтреков для знаковых лент немого кино. В коллаборациях с известными российскими музыкантами Сергей Фёдорович уже озвучил такие шедевры, как «Оборона Севастополя» Александра Ханжонкова, «Аэлита» Якова Протазанова, «Женщина на Луне» Фрица Ланга, причем счет числу работ уже идет на десятки. «Стеклянный глаз» в Екатеринбурге был представлен в составе: Сергей Летов - электроника, C-Melody саксофон и Аркадий Марто - клавишные инструменты. Дуэт прекрасно взаимодействовал с тем, что происходило на экране, и представил зрителям неожиданный вариант индустриально-лирического видения картины.

Говоря современным языком, представленный на показе «Стеклянный глаз» в полном смысле слова принадлежит к жанру авторского кино. Над этой лентой работала Лиля Брик, которая была музой всей жизни гения Владимира Маяковского, в соавторстве с Виталием Жемчужным, заведовавшим на момент съемок журналом «Советское кино» и отвечавшим, по сути дела, за идеологическую целостность. Кинематограф в конце 20-х годов прошлого века был самым молодым искусством, тем не менее приписка данная ленте Брик и Жемчужного, гласила: «Фильм, в какой-то мере направленный против штампов игрового кино, основан на неправильном противопоставлении документальной и художественной кинематографии». Авторская смелость в этом случае практически беспрецедентна. Рассказать о тех достижениях, которые позволяет фиксировать камера оператора, и рассказать о приключениях всепроникающего «стеклянного глаза». Представить с совсем юной тогда Вероникой Полонской и Николаем Прозоровским практически фильм в фильме, в котором разыгрывается большинство клише игрового кино, не потерявшие актуальности даже сейчас. И, наконец, показать зрителю правильное применение «стеклянного глаза» как экспрессивного свидетеля эпохи побеждающего социализма Страны Советов.

Кадр из фильма «Стеклянный глаз»

Поразительно, но «Стеклянный глаз» при просмотре не производит впечатления забавного артефакта минувшей эпохи. В этом заслуга не только авторов фильма, но и музыкантов, тонко чувствующих все нюансы этого уникального показа. Звуковое сопровождение Сергея Летова и Аркадия Марто позволило мостом соединить две абсолютно разные эпохи - индустриальную и постиндустриальную. Именно благодаря их магии импровизации и заранее подготовленных шумов зритель оказывается захвачен наивным действием, которое благодаря отличному монтажу использует все передовые техники. Это сейчас нас трудно удивить качественной подводной съемкой, рапидом и слоу мо, а тогда эти вершины покорялись только самым отчаянным. Можно ли говорить о признаках сатиры в документальных и игровых образах «Стеклянного глаза»? Сомневаюсь, работа авторов вполне была в тренде кино тех лет и служила иллюстрацией ответа на один из главных вопросов первого времени советского кино: «Что важнее - документ или художественный образ?». С точки зрения Брик и Жемчужного, безусловно, важен документ, потому что показанные образы, собранные из мировых хроник, демонстрируют точку зрения, что кино можно снимать как угодно и для этого не обязательно привлекать профессиональных актеров. Например, в блоке «Стеклянный глаз в медицине» зрителя ждет настоящий хоррор в реальном времени по извлечению пилки из желудка заключенного благодаря динамичному монтажу.

Кадр из фильма «Стеклянный глаз»

Сатирическая составляющая «Стеклянного глаза» способна увлечь зрителя и в то же время показать, с определенной долей творческого сарказма, этапы съемочного процесса. Новелла, в которой снялась последняя любовь Маяковского Вероника Полонская, сочетает в себе сразу мелодраму, триллер и фильм-катастрофу. Причем уже тогда было ясно, чем предприимчивые и циничные киношники из Германии и набирающего силу Голливуда стремятся покорить зрителей иллюзиями экранных историй, над которыми совершаются разнообразные манипуляции. Впрочем, с тех пор мало что изменилось и любой, даже самый искушенный зритель, ждет от действия хэппи-энда.

Кадр из фильма «Стеклянный глаз»

Поэтому «Стеклянный глаз» можно рассматривать как своеобразный кинодайджест, где расставляются соответствующие времени акценты для одного из самых массовых видов искусства и показывается его роль в деле пропаганды. На продолжение этой ленты, в котором должен был сниматься Маяковский - «Любовь и долг» - было наложено вето со стороны Главного репертуарного комитета с заключением: «Автор хочет путем перемонтажа одной и той же картины показать, как ловкие кинодельцы приспосабливают фильму к разным аудиториям. Форма и нова, и оригинальна. Содержание нудное - скучное и никакой социальной ценности не представляет. В этом вред картины». По сути, это ставило крест на карьере в кино Лили Брик как автора и в настоящее время «Стеклянный глаз» - единственная лента в ее фильмографии. Но, к счастью, время не столь неумолимо как это иногда кажется, и эта лента продолжит свою экранную жизнь в компании себе подобных шедевров из проекта «Немое кино - живая музыка» Сергея Летова.

Автор выражает личную благодарность Сергею Летову за предоставленные фотоматериалы.

Сергей Бутаков

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Новости персоны

19 Июля, 2017

Что читает Айсулу Азимбаева?

Актриса рассказала о книгах, которые ее вдохновляют

Brod.kz

Ретроспектива

16 Сентября, 2015

Последний герой

Многое изменилось со времени выхода этих статей, погиб Цой, не стало самой страны, что-то покажется читателю смешным или вызовет недоумение, но основное до сих пор остается актуальным и вне времени. Кино...

Flyin_Hi

Ретроспектива

11 Августа, 2016

Казахское кино: снова в ожидании перемен

«То было странное и замечательное время»

Aidana Mamayeva

Ретроспектива

16 Марта, 2016

Конец прекрасной эпохи

Рецензия на фильм «Балкон» Калыкбека Салыкова

Данияр Кенжибаев

Казахстанское кино

11 Апреля

В Туркестане открылся первый кинотеатр

Новости персоны

02 Апреля

Айнур Ниязова получила роль в российском сериале

«Шаман» Рустама Мосафира

Знай в лицо

Евгений Стрижак

Режиссер