По страницам истории анимационного кино Южной Кореи
![По страницам истории анимационного кино Южной Кореи](/media/news/en1d/1694101606uzjbk-740x.jpeg)
8 сентября на VIII кинофестивале BAIQONYR состоится одно из самых интересных мероприятий – День корейского анимационного кино. В преддверии этого события рассказываем об узловых моментах истории корейской анимации.
О существовании такого явления, как кино, жители Кореи (еще не разделенной на Северную и Южную) впервые узнали в конце XIX века. В 1897 году здесь начались первые кинопоказы. Но это были фильмы, завезенные из Великобритании, Франции и США, а также новостные хроники. С начала 1910-х годов появляются и первые кинотеатры, днем же рождения корейского кино считается 27 октября 1919 года, когда на экраны вышла первая корейская кинодрама (спектакль с киновставками) «Борьба за справедливость». Сегодня эта дата отмечается в стране как День корейского кино. К сожалению, практически все фильмы того времени до наших дней не дошли.
В 1935 году был выпущен первый корейский звуковой фильм – экранизация народного эпоса «Сказание о Чхунхян». Но до появления первого корейского анимационного фильма потребовалось еще несколько десятилетий, включавших освобождение страны от японской оккупации, образование Первой республики Южной Кореи на юге полуострова, Корейская война 1050–1953 годов и становление молодого государства Республика Корея.
![Кадр из фильма «Сказания о Чхун-хян» 1935 год](/new-uploads/users/2598/images/2023/%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BE.png)
Первые опыты в анимации начались в стране с рекламы Lucky Toothpaste во второй половине 1950-х. Но полноценным рождением южнокорейского мультипликационного кино стал выход на экраны в 1967 году полнометражного фильма «Хон Гиль Дон» (не путать с северокорейским одноименным игровым фильмом 1986 года). В основе сюжета лежал средневековый корейский роман Хо Гюна «Сказание о Хон Гильдоне», герой которого становится защитником простого народа. Первая ласточка оказалась счастливой – фильм очень тепло приняла корейская публика.
На волне этого успеха в следующее пятилетие был снят еще целый ряд полнометражных анимационных картин: «Хопи и Чадол Бави», «Золотой железный человек», «Сон О Конг» (совместно с Японией), «Золотая летучая мышь», «Генерал Хон Гиль Дон», «Большой остров», «Принц Ходон и принцесса Ранран», «Молниеносный атом», «Война монстров» и другие. Всем им сопутствовал зрительский интерес и хорошие прокатные показатели.
![Кадр из фильма «Хон Гиль Дон» 1967 года](/new-uploads/users/2598/images/2023/Yi1kiorcv-U(1).jpg)
Надо сказать, что здесь сработал принцип «не было бы счастья, да несчастье помогло». Дело в том, что принятый в 1962 году новый закон о кинематографе предъявлял к авторам и прокатчикам достаточно суровые требования. Во-первых, кинотеатры, которые в основном показывали иностранные фильмы, теперь должны были примерно 60-90 дней в году демонстрировать корейские ленты. Во-вторых, киностудии обязали выпускать в прокат не менее 15 картин в год. В-третьих, все фильмы тщательно проверялись и подвергались жесткой политической цензуре. А вот на мультфильмы она почему-то не распространялась. Всё это побудило производителей и продюсеров всерьез взяться за этот вид киноискусства.
Тем не менее сразу же закрепить успех не удалось. В семидесятые годы южнокорейские студии стали испытывать серьезные трудности, поскольку местный рынок оказался буквально наводнен западными анимационными фильмами и телешоу.
И тут выручили роботы. В 1976 году появляется один из самых любимых южнокорейских мультфильмов – «Робот Тхэквон V» режиссера Ким Чхона. Он стал своеобразным триггером для запуска новых анимационных проектов. В результате в 1976–1985 годах было выпущено сразу 62 мультфильма.
![Кадр из фильма «Робот Тхэквон V» 1976 года](/new-uploads/users/2598/images/2023/1361993.jpg)
1980-е годы прошли в Южной Корее под знаком спорта. Сначала – в 1986 году – страна впервые приняла Азиатские игры. Но они стали лишь масштабной репетицией накануне другого грандиозного события – проведения в 1988 году первых в истории страны Олимпийских игр в Сеуле в 1988 году.
Олимпиада оказала огромное влияние на все стороны жизни корейского общества, будь то политика, экономика, культура или социальная сфера. Благотворно сказалась она и на кинематографе, в том числе анимационном.
В преддверии Игр южнокорейские студии начали создавать мультсериалы и выходить на международный рынок для того, чтобы укрепить статус Кореи на мировой арене. В 1987 году студия KBS выпускает первый южнокорейский анимационный сериал – «Блуждающий Ккачи».
![Кадр из фильма «Блуждающий Ккачи» 1987 года](/new-uploads/users/2598/images/2023/75450b42dc76c91bf1657d01cf5fe0093e5a0d24.jpg)
Последнее десятилетие уходящего века корейская анимационная индустрия по-прежнему продолжала развиваться, но основой ее прибыли в это время стали заказы американских и японских компаний. Южнокорейские студии благодаря качеству своей работы и относительной ее дешевизны пользовались огромной популярностью, выполняя субподрядные работы для зарубежных производств.
Однако с повышением уровня жизни в стране многие иностранные компании приняли решение перейти с корейского рынка на более дешевые (в основном китайский и вьетнамский). Тогда-то и последовал кризис 2000-х годов.
Хотя нескольким студиям и удалось сохранить контракты на участие в производстве высококлассных анимационных фильмов («Симпсоны», «Футурама», «Аватар: Легенда об Аанге»), стало очевидно, что единственный способ выжить – это создание собственных оригинальных картин.
Тем более что удачные примеры были перед глазами. Герой мультсериала «Маленький динозавр Дули» (1987–1988) стал первым южнокорейским мультипликационным персонажем, получившим огромную популярность на родине. Неслучайно в 2009 году был снят еще один мультсериал про Дули.
![Кадр из фильма «Маленький динозавр Дули» 1987 год](/new-uploads/users/2598/images/2023/eb34d644a080c2ab36a536d4ad478d136fbb57dc.jpg)
Так в стране началась перестройка киноиндустрии на производство отечественного контента. Это быстро дало результаты: в новом веке корейское анимационное кино начинает стремительно набирать обороты.
Уже в первое десятилетие века в стране выходят ставшие знаменитыми на весь мир мультсериалы «Пукка», «Пингвиненок Пороро», «Приключения Тайо», «Робокар Поли» и многие другие.
«Пингвиненок Пороро» был переведен на 30 языков и транслировался в более чем 100 странах. Интересно, что студия Disney хотела приобрести права на мультсериал, но ей было отказано.
![Кадр из фильма «Пингвиненок Пороро»](/new-uploads/users/2598/images/2023/maxresdefault.jpg)
На основе сериала «Пукка» были изданы даже книги и комиксы о его героях. Кроме того, «Пукка» стал популярным в мире брендом, под знаком которого выпускаются школьные принадлежности, канцтовары, различная закуска и тому подобные вещи.
А вот «Робокар Поли», рассказывающий о приключениях спасательной команды машин-трансформеров, дал толчок выпуску целой серии популярных игрушек, созданных по мотивам мультсериала. Сам же сериал транслировался в 54 странах.
Открывший второе десятилетие XXI века 2011 год стал знаковым для всей корейской анимационной индустрии. К этому времени производство отечественных мультфильмов и сериалов стало по-настоящему прибыльным – в стране появились массы поклонников этого вида киноискусства.
![Кадр из фильма «Робокар Поли»](/new-uploads/users/2598/images/2023/5f05d9620ab940e9c043aa02ab4f13c9.jpeg)
С другой стороны, шло широкое освоение мирового рынка. Например, компания Rough Draft Korea нарастила в тот период заключение новых контрактов с зарубежными партнерами и в итоге выполняла ручную работу над более чем 45 популярными западными мультфильмами.
Это объясняется стремительным прогрессом корейских технологий и достижениями в разработке новейшей графики. Когда в 2019 году вышел ремейк «Белоснежки» на современный лад под названием «Красные туфельки и семь гномов», уже невозможно было отличить качество местной рисовки от продукции ведущих мировых студий.
Возвращаясь же к 2011 году, нельзя не сказать и о вышедшем на экраны полнометражном драматическом мультфильме «Отважная Лифи», который стал одним из самых успешных проектов в истории корейской анимации. Особенно на международном уровне.
В истории о курице, сбежавшей из птицефермы в лес, поднимались глубокие и сложные вопросы о свободе, воле, сложностях самоидентификации и о том, почему зло в нашем мире порой неотличимо от добра.
Картина вошла в историю кассовых сборов, собрав более 2,2 млн зрителей, что является рекордом для южнокорейского анимационного кино. Но не менее важно, что она получил широкое признание критиков во всем мире.
![Мультфильм «Отважная Лифи»](/new-uploads/users/2598/images/2023/maxresdefault%20(1).jpg)
Сегодня анимационное кино в Корее переживает расцвет, а персонажи мультфильмов всё шире вторгаются в повседневную жизнь.
Например, к 40-летию метрополитена в Сеуле на одной из линий были запущены поезда Larva («Личинки»), чей облик отсылал к персонажам популярного сериала о двух закадычных друзьях-личинках, живущих под решеткой канализационного люка и наслаждающихся жизнью по полной программе.
В 2014 году статуи той же Личинки, а также Маленького пингвина Пороро были установлены на площади отеля Lotte World II.
Образы героев мультфильмов и сериалов широко применяются в рекламе всемирно известных южнокорейских звезд.
Особенно удачным оказался проект столичной администрации Сеула, которая в 2014 году заказала автобусы, стилизованные под персонажей сериала «Приключения Тайо», для обучения детей пользованию общественным транспортом.
![Автобусы Тайо в мире игрушек...](/new-uploads/users/2598/images/2023/WhatsApp%20Image%202023-09-07%20at%2016_50_11.jpeg)
Автобусы, которые курсировали в районе знаменитой площади Кванхвамун, стали пользоваться таким огромным спросом у горожан и гостей города, что в итоге их количество увеличили с 4 до 100.
Глядя на столицу, и другие города захотели провести аналогичные акции в рамках различных предвыборных кампаний. Сначала правительство Сеула отклоняло подобные просьбы, ссылаясь на авторское право, однако позже согласие было дано.
![...и в жизни](/new-uploads/users/2598/images/2023/WhatsApp%20Image%202023-09-07%20at%2016_50_42.jpeg)
Вот так примерно за шесть десятков лет корейская анимационная индустрия проделала путь от гадкого утенка до прекрасного лебедя, а правительство страны отныне считает анимацию одной из самых перспективных отраслей XXI века.
Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий