Попробовать на глаз и вкус «Казахскую новую волну» от Гульнары Абикеевой

26 февраля в Центре современной культуре «Целинный» прошла презентация сборника Гульнары Абикеевой «Казахская новая волна». Это книга особенна. И не потому, что она про кино, хотя по казахскому кинематографу не так много выходит литературы, а еще меньше аналитической. И не потому, что за ней стоит героическая фигура ее автора Гульнары Абикеевой, доктора искусствоведения, киноведа, члена NETPAC, автора многочисленных книг, программ, арт-директора кинофестиваля «Евразии». И не потому, что по привычке имя Гульнары Абикеевой равняется этому направлению 90-х. А потому, что здесь подобно куросавскому «Расемону» есть несколько пересечений: точка мнения автора, мнения кинокритики, наконец, мнение самих кинематографистов, но только читатель в роли невидимого судьи вершит свой вердикт одной из важной странице истории казахского кинематографа.
(1).jpeg)
Приятные книги всегда хочется попробовать на ощупь, глаз и вкус (содержания). Правда, «сборник» - звучит как-то отталкивающе скучно!
Но, возвращайтесь! Не сборник. Приятно-роскошный образец сочинения а-ля постмодерн!
Дизайн - строго-игривый с черно-белой графической линейкой разбитого в строгом порядке текста и символичными фотографиями. Словно художник уважительно сохраняет дух черно-белого фильма начала 90-х, обрамляя его в элегантный запрос визуала.
На обложке: Моро и Дина (кадр из фильма «Игла») символично блуждают подобно Адаму и Еве по новому еще пустынному киноландшафту национальной киноистории. А в облаках режиссеры-создатели сверху наблюдают за своими героями. Внутри: объем, четкое структурирование текста, за которым бредешь подобно героям обложки в поиске скрытых смыслов в каждой из шести главах, посвященным творчеству нововолновцев.
.jpeg)
О «казахской новой волне», казалось бы, столько написано: статьи, книги, каталоги.
В чем же ее сила и достоинство?
Даже изначально пролистывая книгу, с ее страниц устремляется многоголосие лучших имен родного отечества Независимости и Зарубежья! Несколько поколений в этом сочинении отвечают на этот вопрос в форме рецензий: Бауыржан Ногербек, Диляра Тасбулатова, Гульнара Абикеева, Назира Мукушева, Баубек Ногербек, Молдияр Еркинбеков, Камила Абдрашитова; культурологи: Мурат Ауэзов, Баян Барманкулова, кинематографисты: Лейла Ахинжанова, Сергей Соловьев, Дарежан Омирбаев, Салтанат Еркин и другие.
.jpeg)
К нашим теоретикам и практикам кино присоединяются в поисках ответа и многочисленные зарубежные коллеги со всего евразийского кинопространства: Андрей Плахов (Россия), Вида Джонсон, Ян Гарнер, Биргит Беймерс (Великобритания), Жоэль Шапрон (Франция), Генюл Денмез-Колин (Турция), Елена Стишова (Россия), Андрей Шемякин (Россия), Айша Азаде Рорлих, Рашми Дораисвами (Индия), Ким Джи-Сок (Юж.Корея), Кен Окубо (Япония), Иноуэ Тору (Япония) и многие другие знаковые теоретики кино.
.jpeg)
И сама Гульнара Абикеева отвечает на вопрос в чем сила волны здесь сходу: «Протест против старых советских и декларация новых демократических ценностей. Деколонизация сознания и деконструкция эстетики советского».
Но есть что-то большее.
Сообщение на ватсап:
«Отгадайте, что сейчас делаю? Рядом черный кофе, во рту черный шоколад, а перед глазами, наконец, открывшаяся ваша книга. Просматриваю… с белой (светлой) завистью и всем белым восхищением вашего большого Труда. Ведь рассказ там не только о кино – о времени и творцах нового времени. Эти режиссеры хоть понимают – что вы для них делаете?»

Вопрос мой автору, - больше эмоциональный и риторический, почти зависает. Ибо объектом этой книги при серьезном чтении являются даже не режиссеры (сильнейшая шестерка «казахской новой волны»: Серик Апрымов, Рашид Нугманов, Дарежан Омирбаев, Ардак Амиркулов, Абай Карпыков, Амир Каракулов), не только их фильмы, а что-то все-таки большее.
Гульнара Абикеева (в разговоре с ней): «Наверное, в кинематографе все-таки мое время связано с «казахской новой волной», ее началом, развитием, в объединении времени, дружбы, возраста, близости душевной и духовной».
Особое предназначение Гульнары, как кинокритика и человека, вижу в примирении конфликтов и сглаживания всех противоречий. С ее именем связано начало и движение, цифры и схемы, анализ и диалог кинонезависимости. А природная ее черта структурирования даровала ей роль упорядочивания, сплочения и объединения кинематографистов и критиков нового времени.
.jpeg)
Даже только просматривая книгу, получаешь удовольствие от компоновки содержания, почти античной трехчастевки с прологом и эпилогом. Знаковый хор звучит словами Мурата Ауэзова о том, что «лед пошел – разлом начался», и интервью Сергея Соловьева – гуру «новой волны» о том, что: «Это было путешествие. Наше общее путешествие, человеческое и художественное…». Главная часть связана с интервью шестеркой режиссеров и рецензиями мировой кинокритики; третья часть: в продолжении интервью - с разговором во времени с кинематографистами и кинотеоретиками Казахстана; и эпилогом – замечательными интервью о параллели казахской новой волны с именами поколения Next из слов так много сделавших для продвижения отечественных фильмов в Европе – Жени Звонкин (член ФИПРЕССИ), в Азии – Филиппа Че (президент NETPAC)
.jpeg)
Но это видимая часть. В процессе чтения испытываешь особое удовольствие от новых неожиданных вкраплений: от старых, раритетных, утраченных интервью и рецензий к совсем свежим и современным размышлениям по поводу кинематографа 90-х, где автор сам очень тонко ведет свой долгий по времени с каждым героем-режиссером диалог. А потом вдруг вырастают их главные кинопроизведения в рецензиях разных лет от кинематографистов разных поколений и стран (меня насмешил собственный апломб на «Прощай, Гульсары!» в начале 2000-х, сегодня смягчила бы иронию).

И в этом новация «Казахской новой волны», объединяющей время и пространство. Потому что в желании понимания процессов в современном мире, это сочинение отбрасывает нас к поиску ответов в 90-е годы. Конечно, мы прошли этот путь тридцатилетия, но он оказался больше оберткой, где многое скрытое придется заново открывать и пересматривать. И эта книга пришла, чтобы заново досконально проанализировать, а по словам Марины Цветаевой вновь: «быть опрокинутым, встать, оторваться, воскреснуть», и дать новые ответы.

Так, прочитывая рецензии и разговоры, я и сама для себя открыла заново творчество одних из лучших кинематографистов Казахстана. И это мысли не только о том, что режиссеры «казахской новой волны» нашли в себе мужество в то время без прикрас рассказать о нем в 90-е, сорвать с кинематографа 80-х годов героический ненужный флер, но и, конечно, показать новое пространство разрушенного мира, как душевную катастрофу личности.
Стефан Цвейг, описывая биографии выдающихся умов времени, отмечал: «Описывающий свою жизнь — живет для всех людей, выражающий свое время — делает это для всех времен». Так вот и вся «Казахская новая волна» Гульнары Абикеевой здесь вырастает шире даже самой волны, так как обращена ко всему 30-летию отечественного кинематографа Независимости, сквозь который проходит электрический заряд этого знакового явления, создавшего электрическое поле современного неоднозначного, непримиримого, но всегда в движении (слово тоже от Гульнары!) казахского кино.
Инна Смаилова
Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий