È

10 казахстанских фильмов в жанре криминал

10 казахстанских фильмов в жанре криминал

Есть страны, которые придумали целые жанры в кино или, по крайней мере, отлично производят их, ассоциируют себя с ними, чаще всего примеряют моральные и эстетические координаты жанров. Американские вестерны, например, гонконгские боевики, французские ромкомы. Нашими казахстанскими кинематографистами, конечно, никакой жанр не придуман. Но, по-моему, нам более всего подходят два направления в кино: роуд-муви и криминальные фильмы. В соответствии с географией и ментальностью нашей страны. Что болит, про то и снимаем. Как акыны в свое время – что вижу, о том и пою. И по этим десяти фильмам можно проследить не только видоизменения нашего кино, но и нас самих.


«Игла»

Режиссер: Рашид Нугманов

Год: 1988

Культовый фильм, сотканный Нугмановым, который точно ощутил пульс времени и впрыснул историю «пролетевшего черного солдата» в наше сознание. Много чего связано с этим фильмом, но фабульная часть все-таки четкая и жесткая – криминальная Алма-Ата конца восьмидесятых годов. Уже тогда, и в «Игле» частности, ощущаются предстоящие исторические сломы эпохи (и в «Ассе» Соловьева), приближение свободы и даже вседозволенности. И точно предугадан приход мрака на ближайшее десятилетие – расцвет криминала девяностых годов.

 

«Киллер»

Режиссер: Дарежан Омирбаев

Год: 1998

А «Киллер» Омирбаева уже вещает непосредственно из глубины этого мрака, из самого дна, когда страна почти остановилась и замерла. «Не дай бог родиться в эпоху перемен» – китайская пословица вынесена эпиграфом, криминал стал сутью не только отечества, но и кинематографа. Это зерно, именуемая «криминальное кино», начал произрастать именно с представителей «казахской новой волны», а не с приходом Сатаева, как некоторые думают. «Киллер» почти документально запечатлел свое время и теперь, спустя годы смотришь на эти лица, на этих людей и задумываешься. Сложно не родиться в эпоху перемен, когда они происходят все время.

 

«Шиза»

Режиссер: Гульшад Омарова

Год: 2004

Начинаются двухтысячные. Из хаоса материализуются отдельные темы, фильмы, режиссеры, потихоньку появляются «тихие режиссеры» (как некоторые прозвали этих молодых людей), снимавшие «маленьких людей», «лишних» героев. Криминал уже не так сильно буйствовал, а начал искать другие пути, подходы, систему. Остались одинокие люди, как мальчик по прозвищу Шиза, потерявшие смысл во всем и бродящие бесцельно, словно по степи. Ощущаешь холодное дыхание времени от фильмов тех времен.

 

«Рэкетир»

Режиссер: Акан Сатаев

Год: 2007

«Рэкетир» этапное творение. В том смысле, что после него и «Кочевников» стало понятно, как в основном будет складываться казахстанский кинематограф в будущем. Фильм, определивший жизненные ценности многих и многих школьников по всей стране, диск с которым распространялся в коридорах школ и вузов. Бессмертный саундтрек, ушедшие в народ цитаты, вроде «вот и вся моя жизнь» или «так и передай…». Фильм, после которого стали не уважать людей с именем Жан, а новорожденным давали имя Руслан или Акан. Путеводная звезда Сатаева, его звездный час, его «Иваново детство», рефлексии на тему криминала. Фильм, на пару лет породивший моду на девяностые.

 

«Сказ о розовом зайце»

Режиссер: Фархат Шарипов

Год: 2010

Алматинская золотая молодежь смело ворвалась в уста народа с этим фильмом. Беспечные зайчики, желтый Porsche, предприимчивый Шарипов, уже не сам криминал, а дети криминала – «Сказ» достаточно неплохо запечатлел эти времена, когда еще мало у кого был сенсорный телефон и когда клубы были в моде. Отправная точка деятельности некоторых личностей, которые начали после этого фильма раскручивать колесо имени самого себя. «Каганат» на экране, жить богато в молодых головах и ружья в карманах.

 

«Ликвидатор»

Режиссер: Акан Сатаев

Год: 2011

Не только криминал лейтмотив нашего топа, но и Акан Сатаев, так как это понятие и этот человек неразделимы. Неразделимо с ними и слово «понятия». «Ликвидатор» – это роскошные времена, когда нефть действительно была в спросе, кинофестиваль «Евразия» мог приглашать звезд мирового масштаба в больших количествах, а наши режиссеры снимать их. В кино. Уже своими были Винни Джонс, Арманд Ассанте, Майкл Мэдсен. Это времена, когда неистовствовала эстетика офиса, стекол, пластика, пиджаков. Тема искусственности. Криминал расслаивался – уходил вниз и вверх.

 

«Путь боксера»

Режиссер: Аскар Узабаев

Год: 2014

Вы можете мне сказать, что «Путь боксера» не криминальный фильм, а история про стремление и спорт. Но если призадуматься, то все это один и тот же мир низшего класса, где люди умирают раньше своего времени, где у них главенствующая эмоция – ярость, которая становится атомарной частицей злодеяний и преступлений. Некоторые представители этой системы действительно уходили вверх, а некоторые опускались до уровня барахолки. Вроде героя Димаша Ахимова.

 

«Хакер»

Режиссер: Акан Сатаев

Год: 2014

Но любви школьников нам мало. Мы хотим международной славы, большого успеха. Из-за этого и стремимся внедриться в западный кинематограф, снимая фильмы вроде «Хакера» или продавая свои детища большим кинокомпаниям. Вот только жанр криминальных драм у них доведен почти до совершенства, потому и оставлен. У этого постановщика большие амбиции. Жаль, что наша страна не соответствует его целям, раз уж стремятся поближе к Голливуду, куда один из нас все-таки пробился.

 

«Тараз»

Режиссер: Нуртас Адамбай

Год: 2016

Когда у Копполы спросили, смотрел ли он «Клан Сопрано», то он ответил, что шпаной не интересуется. Мне кажется, Сатаев ответил бы также на счет криминального фильма «Тараз» Адамбая. Я бы не назвал фильм так – слишком общее слово. Там и общая история: не понятно, когда и где происходят события (а может название из-за этого, чтобы понимать, что это, например, не Астана?), герои общие. В конце, соответственно, не сочувствуешь им. Бессмысленный и суровый криминал, необъяснимые убийства.

 

«Неделимое»

Режиссер: Олжас Ахметов

Год: 2017

И вот апофеоз. Все герои предыдущих фильмов сталкиваются в одном месте. Робкий мальчик из «Шизы», бандиты из «Тараза», местные авторитеты, представители правоохранительных органов. Паноптикум, кунсткамера – лик современного общества. Наглядно воспроизводится накопившийся опыт и жизни, и криминала, и смерти. История нашей республики и история злодеяний – вещи неделимые, неразделимые. Их можно и спутать иногда. Грустно, опасно, смешно.

 

 

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Казахстанское кино

28 Апреля, 2017

В кинотеатрах страны стартует неделя отечественного кино

Зрителям покажут новые фильмы известных режиссеров

Brod.kz

Казахстанское кино

12 Ноября, 2016

Трейлер фильма «Хакер»

В прокате ожидается фильм Акана Сатаева «Хакер»

Brod.kz

Игры с Вселенной

Кассовые сборы с 27 по 30 октября

Brod.kz

Казахстанское кино

11 Октября, 2016

Премьеры недели: дружба и верность

В прокате криминальная драма Нуртаса Адамбая  

Abylai Kuanyshbekov

Выбор Бродвея

29 Января

5 новых сериалов, от которых невозможно оторваться

Новости персоны

02 Апреля

Айнур Ниязова получила роль в российском сериале

«Шаман» Рустама Мосафира

Знай в лицо

Берик Айтжанов

Актер

Санжар Мади

Актер

Асель Садвакасова

Актер

Аскар Бисембин

Продюсер

Азамат Дулатов

Оператор – постановщик

Дастен Шакиров

Актер