Сентябрьские киномазки по-байконуровски в размытой картине жизни

Сентябрь, в Алматы, просто напрашивается на экран своими яркими красками и терпким ароматом осени. И, как-то радует, что в наше время красно-зеленых стопов, фестиваль «BAIQONYR International Short Film» отважился пройти сквозь них, открыв с 8 по 12 сентября площадку короткометражных лент офлайн. Отметив свою трудовую-годовую Шестерку, байконыровская площадка, не изменяя традиции проведения Международного и Национального конкурсов, к удовольствию, на этот раз усилила казахскую программу с ее отдельными блоками анимационных коротышек и игрового-документального кино.
И в результате, благодаря такой жанровой разновекторности произошел, так сказать, захват со всех сторон. Не все картины полноценны, многие грешат наивностью и штампами, но большинство – это смелые самостоятельные шаги, рефлексирующих авторов на окружающую реальность, и эти работы вносят свои четкие мазки в размытую из-за пандемии кинокартину жизни. Потому и пощекотали нос именно эти работы, в первую очередь, разнообразием техники и авторской эмоции. Ну, а второе, заставили прыгнуть в глубину, и это коснулось тематики не только в вопросах несправедливости или проблем общества, но и состоявшемся в лентах и вне, живом разговоре авторов о внутренней жизни современника, его страхах, слабостях, хрупком мире мечты и реальности.
_2m6d.jpg)
Тем более, что человек, он же главный герой - по возрасту, как правило, молодой, только начинающий самостоятельно двигаться, задавать вопросы и искать ответы вопреки всем противоречивым обстоятельствам. Потому что и мир, не смотря на страны и границы – очень узнаваем, и скрепы, который держат - едины.
Так, в армянской игровой картине «Новогодний поросенок» режиссера Александра Багдасаряна (Гран-при Международного конкурса и приз за Лучшую мужскую роль (Арег Геворгян) проиграно жизнеописание заштатного финансового провизора, в работу которого входит отъём имущества у невыплативших кредиты должников.
Моральный конфликт, люди, как манекены подчеркнуты резкостью в композиционном, изобразительном и ритмичном построении. После начального бердмэновского оммажа со сломленной спиной, герой с утра словно надевает маску своей дневной ипостаси – с быстро-чередующимися монтажными эпизодами умывания, зачесывания волос, надевания костюма и прочее. И дальше он динамично продолжает движение лживого спектакля из жизни рядового фин.инспектора от квартиры в квартиру. Однако бравурная дневная постановка несколько раз диссонирует остановками в действии, где герой, оказываясь без маски, беззащитно вслушивается в монолог тех, кого он выбрасывает. Но режиссеру и сценаристу этого мало, спектакль жизни не заканчивается, ибо герой - и сам марионетка у власти выше стоящих, что в финале гротескно показано в исполнении пантомимы.
.jpg)
Тема марионеток в отрепетированной постановке жизни главенствует и в нашей сатиричной игровой работе «Товарищ полицейский» режиссера Асель Аушакимовой (тоже была удостоена Гран-при в разряде Национального конкурса). Акция свободного диалога и встреч напрямую прямо на улицах города с полицейскими представителями сатирично обыграна и усилена пиарным телевизионным репортажем. Ирония и абсурдность происходящего подчеркнуты деловой манерой телевизионной формы подачи. Здесь и одинокий полицейский с отсутствием желающих поговорить, уж больно далек он от народа, и узнаваемые моменты прописанных заранее вопросов/ответов, корявая репетиция, невпопад ответы, за которыми проскальзывает какая-то правда. Но, сопричастность и серьезность оставляет после всего образ узнаваемого пустого, заброшенного городского захолустья с крышами новостроек где-то там вдали. Фильм получил еще приз за Лучшую операторскую награду, но в операторских оригинальных решениях куда интереснее были другие работы. Стоит отметить, например, сложно-постановочную длинную съемку в коротышке «Сквозь», ставшую почти метафорой образа разрушенного времени. Или примечательная работу «The fire of hope», где камера экспериментально выстраивая от образа к образу, от крупного к общему, поэтизирует авторское эссе о человеке, его чувствах, закрытых, запертых нами самими в холодных многоэтажках.

Тема Дома с проблемами, кстати, очень довлела и стала центральным изобразительным образом в желании авторов показать несовершенный мир. В новаторской форме, объединяющей анимацию, видео-арт, игровую постановку и пр. («Вторжение» спец.приз Жюри) режиссер из Узбекистана Данте Рустав, словно оживляет прорисованную картинку многоквартирки человеческими грехами и слабостями. Методично, холодно почти с дамокловым мечом (который у него в каком-то квадрате возникает), шокируя цветом, сложной подачей, техникой съемки этого дома, он добивает и нас - зрителя в подсматривании за своим несовершенством.

Или в нашей программе анимашек…
Например, в ленте «Не выходя из комнаты» Амины Тазиатовой (приз за Лучшую анимацию) другой ракурс дома - изнутри. Героиня закрывается в своих стенах, в самой себе, сражаясь со своим демоном страха, так вкусно щелкающим зубами и до жути переворачивающим голову. Лаконизм линии и композиции, черно-белая графичность, сам образ девочки (прорисованный, кстати задолго до Круэллы) с ситуацией задолго до пандемии работают на конфликт темного и светлого, психологической ломки незнания, непонимания, незащищенности себя по ту сторону дома. Однако внутренний конфликт трансформируется в творческий с новыми появляющимся цветом и миром извне.

Или в анимашке Аниты Черных «На птичьих правах», – интересная работа по сложной технике: аппликация, предметы, рисунок и др., с темой: старого да малого, -выброшенных в вагончик для бездомных. У маленькой героини другой характер, впечатленная чеховской Чайкой, она пытается вырваться из границ обыденности к мечте, к звездам. Своей трогательностью фильм напомнил и чаплиновского Малыша, и в финале так изящно проявился в стилизации рисунка из Маленького принца.
Анимашки, кстати импонировали не только нетривиальностью и оригинальностью по технике исполнения, авторы работали с социальными направлениями: экологии «Нот дед» Асии Биккуловой, аутизма «Метаморфозы» Айтолкын Альменовой, или даже проектировали утопический мир - «La Care» Аяна Марокканского.
_3x7s.jpg)
Мир мечты был не забыт и в других жанрах. Например, в одноименной документальной картине («Мечта») кыргызского кинематографиста Чингиза Самудин-улу (приз за Лучший сценарий в международном конкурсе). Автор, снимая ее несколько лет, погружает нас в круговорот жизни и природы вместе с главным героем, который вопреки физическому недостатку (не в состоянии ходить) выращивает саженцы для продажи. Осень, зима, весна и снова осень, режиссер план за планом со скрупулёзностью фиксации труда несдающегося героя и проникновенностью показа картинки с акварельными пейзажами и сменами времен года, - визуально слагает гимн человеческой воле и красоте.
Кстати, проблема взросления и женской инициации ярко была очерчена в общей гамме фильмов. Выше уже многих называли, не забыть бы и двух девочек-подростков из таджикского фильма «Насиб» Шарофат Арабовой. Режиссер, делая классовый срез общества, на их примерах обнажает проблему традиционного уклада восточный семьи с доминированием мужчины-хозяина, который дает трещину. Или, сделанная в противоположном юмористичном ключе – роуд-муви из Азербайджана «Гухороба» Теймура Гамбарова. Здесь все строится чисто на интриге, в которой героиня играет куда более активную роль. Ей хватает несколько часов в дороге, чтобы платье чужой невесты примерить, а заодно и женить на себе незадачливого водителя.
_l4jb(1).jpg)
Без заигрывания, обходя штампы, где-то резко и без традиционной стыдливости прозвучал фильм из Грузии «Простите, что опоздали». История выходит за границы только женского образа и за ангажированную временем черту насилия и психологической аномалии, и за просто социальный срез, куда попадают врачи скорой помощи, оказываясь в заложниках неадекватного шизофреника. Быстрая смена непредсказуемых ситуаций внутри тривиального быта, с быстрой проходной сценой убийства и напряжением планов ожидания, оказавшейся взаперти медсестры в нахлестке логики и абсурда, с молчанием крупных лиц и, казалось бы, стандартным диалогом за чаем, надевания платья, обрисовкой предметов быта, трупа умершей от старости матери и убитого врача на полу, - словно кричат ужасом от безысходности и незащищенности. Фильм получил приз за Лучшую режиссуру (Лука Берадзе), Лучшую женскую роль (Като Калатозишвили), и выигрышно выделяется, потому как автор не просто делает срез, не только отражает, не придумывает, не подыгрывает, не эстетствует, а откровенно в лице героини пытается понять - почему, и, отсылая к названию – просит откликнуться. Ведь виноваты все в незащищенности, бесчеловечности, силе и слабости неисчезающего мира насилия и обывательской подворотни жизни.

Почти об этом и с тем же болевым накалом казахская полнометражная игровая картина «Отау» (фильм-открытие), созданная командой продюсера Анарой Жунусовой и режиссером Алишером Жадигеровым. Но о ней все впереди. Фильм участвует в конкурсе МКФ Киношок (Россия), зеленого света создателям.
_gxro.jpg)
Ну, и на посошок, сложилось впечатление, что шестой Байконыр подарил с помощью кино разговор о человеке, запертом в границах своей изнурительной повседневности, о том, что он все-таки находит возможность, силы открыть замок, выйти и посмотреть на мир сопричастными глазами.
Инна Смаилова
Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий